Докія Примакова - учасниця українського фольклорно-етнографічного гурту 'Червона калина'
Докія Примакова - учасниця українського фольклорно-етнографічного гурту 'Червона калина'

Про українські звичаї та обряди дізнались у місті Балаково

Після зимових холодів із неабияким нетерпінням чекаєш на весну. А там, як тільки пригріє сонечко, пора готуватись і до Благовіщення, і, звісно ж, до Світлої Пасхи. Учасники фольклорно-етнографічного гурту «Червона калина» Центру народної творчості міста Балаково із приємністю згадують, як до свята Благовіщення Пресвятої Богородиці, що як і годиться, віншуємо 7 квітня, підготували літературно-музичне дійство із назвою «Библейские легенды и сказания о птицах». А оскільки слухачами цієї композиції була переважно російськомовна аудиторія - мешканці міста Балаково, учні десятих класів місцевої гімназії №2, то і програму свята готували російською мовою. Зазначимо, що авторка сценарію Докія Примакова, музичним супроводженням опікувався Леонід Коваленко, а фото і відеоматеріали - то справа Володимира Примакова. Сподіваємось, наша творча робота стане в нагоді співвітчизникам, котрі, так само, як і ми пропагують українську культуру, звичаї та обряди в багатонаціональній Росії.

На чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины;

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны;

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

А.С.Пушкин «Птичка»

Литературно-музыкальное действо участники фольклорно-этнографической группы «Червона калина» начали из обзора выставки предметов рукоделия. Глаз радовали полсотни изделий, выполненных с любовью, умелыми руками мастериц. Вышытые иконы, рушники, скатерти, салфетки, панно, женские и мужские сорочки, сорочки-вышиванки. И все изготовлено руками участниц фольклорно-этнографической группы «Червона калина». Мастерицы-вышивальщицы в своих высокохудожественных работах использовали многовековые народные христианские традиции узоров, бережно передавае от матерей и бабушек. Многие вышитые предметы быта, скажем, рушники, о которых шел сказ на нашей встрече, сопровождают нас от первого мгновения нашей жизни - и до проводов в мир иной, в часы праздников и в будни. К тому же являются оберегами. Традиции предков, несомненно, необходимо знать, бережно соблюдать и передавать потомкам, - делятся сокровенным с молодыми людьми наши вышивальщицы.

Свои уникальные, яркие, радующие многоцветием работы представили украинские мастерицы Н.С.Калачева, Н.А Черняева, Е.И.Тужилкина, Н.Ф. Чамышева и В.Н. Шамбилова. Отрадно, что

Н.С. Калачева свое высокое мастерство, технику вышивки «счетным крестом», активно передает другим женщинам в нашей украинской диаспоре. А вот Е.И. Тужилкина бережно хранит старинные работы своей матери, и на встрече представила уникальные рушники, которым уже - ни много ни мало - а более 100 лет.

Литературно-музыкальный праздник «Библейские легенды и сказания о птицах» своим поэтическим сказом продолжает Евдокия Примакова. Она поведала много интересного о библейских сказаниях, об украинских и христианских народных традициях, о символических узорах на вышивках, где обязательно присутствуют птицы.

В мифологии всех стран и народов изображения птиц имеют свою символику. Они часто являются персонажами пословиц, поверий, легенд, поговорок и обычаев. С древних времен славяне представляли себя вольной птицей и мечтали улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В русском и украинском фольклоре имеется больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы птиц часто изображены на посуде, прялках и вышивках. Священные птицы традиционно украшают наличники домов: голуби, соколы, аисты, петухи.

В Украине любовь к птицам была так велика, что народ употреблял ласковые, восторженные эпитеты. Скажем: «батечко - сизий голубонько», «сестричко - ластівочко», «сестричко - перепілочко», «матінко - голубонько», «братику - соколе», «братику - орле сизокрилий», «діти мої - пташенята».

В апреле христиане всей планеты отмечают праздник Благовещения. На Руси исстари день Благовещения - 7 апреля по новому стилю - почитали как великий праздник. Об этом свидетельствует поговорка: «На Благовещение птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». В этот день было добрым обычаем выпускать из клеток птичек: щеглов, чижей, синичек, снегирей, и неслись они с радостными трелями к пробуждающемуся от зимнего сна лесу.

Ряд птиц, благодаря их особенностям, считают божьими птицами. И, отметим, у каждого народа была и есть своя священная птица. Очень часто отношение к разным видам птиц определялось библейскими сказаниями.

Снегирь. По библейской легенде снегирь во время распятия Христа ломал иглы тернового венца с головы Спасителя, одна капля крови попала ему на грудь. Оперения на грудке снегиря стали красными, как капли крови.

Клест. Старинная легенда гласит, что когда Иисус был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. Поэтому клестов еще зовут «христовыми птицами».

Голубь. По библейской легенде он принимал участие в сотворении мира и помог Ною узнать: сходит ли вода во время всемирного потопа. Голубь - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты, красоты и мира.

Щегол. Народное предание гласит, что щегол является христианским символом в Западной Европе. Когда щегол пролетал мимо распятого Христа, он вырвал шип из тернового венца, и сам был обагрен кровью. Красные пятна на головке и грудке птицы так и остались навсегда. Другая легенда гласит: Щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из брови, после чего чело Иисуса обагрилось кровью.

Кукушка. По святым праздникам работать грех, а на Благовещение по традиции говорят: «Птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». Давным-давно кукушка ослушалась запрета, и начала вить гнездо в Благовещение Пресвятой Богородицы. За это ее Бог наказал, лишил памяти. С тех пор кукушка разучилась строить собственное гнездо и подкладывает свое яйцо в чужое гнездо.

Ворон. В библейской легенде говорится, что Ной выпустил ворона из ковчега, чтобы узнать, закончился ли потоп, но ворон назад не вернулся. В наказание за это ворон, бывший ранее белым, как снег, и кротким как голубь, стал черным и кровожадным.

Воробей. По славянскому поверью в темные осенние ночи на день Семиона Столпника (1 сентября) черт измеряет количество воробьев четвериками, убивая всех, сколько войдет в меру, а остальных отпускает. Кара эта настигает воробьев за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За это же деяние у них и лапки вековечно «веревочкой связаны», воробьи не ходят, а подскакивают.

Ласточка. Чистая, святая птица. В песне ласточку сравнивают с Божьей Матерью.

…Ой, на Дунаєчку, на бережечку,

Там ластівочка та купалася,

То не ластівочка, то Божа Мати….

Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: « Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В отличие от воробьев, ласточки старались избавить Христа от его мучений. Они кричали : «умер, умер!». Похищали гвозди, вынимали колючие терни из тернового венца и в клювах носили воду Иисусу.

Испокон веков наши предки-славяне своими песнопениями зазывали Весну-красну. Обычай сохранился и в древней украинской традиции. Участницы фольклорно-этнографического коллектива «Червона калина» исполнили старинные украинские народные «веснянки-заклички»: «Ой, минула вже зима», «Благослови, Мати», «Щебетала пташечка».

В завершении нашего повествования ведущая Евдокия Примакова пообещала слушателям, молодому поколению, что наши этнографические встречи будут продолжаться, поскольку родники украинской народной культуры бездонны.

Докія ПРИМАКОВА,

учасниця українського фольклорно-етнографічного гурту «Червона калина»,

м. Балаково, Саратовської області, РФ

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Зліва направо - організатори літературно-музичного дійства Докія Примакова, Олена Тужилкина, Леонід Коваленко
Зліва направо - організатори літературно-музичного дійства Докія Примакова, Олена Тужилкина, Леонід Коваленко
Вишиваний вернісаж - зразки гаптування християнської символіки
Вишиваний вернісаж - зразки гаптування християнської символіки
Учасниці фольклорно-етнографічного гурту 'Червона калина'
Учасниці фольклорно-етнографічного гурту 'Червона калина'
Вдячні слухачі - гімназисти та жителі міста Балаково
Вдячні слухачі - гімназисти та жителі міста Балаково
Фото на згадку - дівчатам-глядачкам до лиця українські віночки
Фото на згадку - дівчатам-глядачкам до лиця українські віночки

На світлинах: Докія Примакова - учасниця українського фольклорно-етнографічного гурту 'Червона калина'. Зліва направо: організатори літературно-музичного дійства Докія Примакова, Олена Тужилкина, Леонід Коваленко. Вишиваний вернісаж - зразки гаптованої християнської символіки. Учасниці фольклорно-етнографічного гурту 'Червона калина'. Вдячні слухачі - гімназисти та жителі міста Балаково. Фото на згадку: дівчатам-глядачкам до лиця українські віночки.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка